БЮРОКРАТИЯ- обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления администрации Б. превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Б. свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации гл. обр. целям ее укрепления и сохранения. Все многообразие трактовок Б. можно свести к четырем основным типам: веберовской, марксовой, имперской (азиатской) и реалистической. Концепция М. Вебера - В. Вильсона (нейтрально-позитивистская концепция) рассматривает рациональную Б. как основу организации современного типа, которая пришла на смену организации патромональной, при которой обычному рядовому человеку без денег и связей добиться справедливости было практически невозможно, т. к. не существовало сроков рассмотрения дел, четких процедур, господствовал произвол. Три основных постулата данной концепции: а) Б. одинаково эффективно служит любому политическому хозяину, но при этом не вмешивается в политику; б) Б. - наилучшая из всех возможных форм организации; в) важнейшее достоинство Б. - независимость от воздействия субъективных человеческих влияний на принятие решения. Концепция К. Маркса исходит из того, что Б. - абсолютное зло, для которого характерны: а) подмена общественного интереса частным интересом власти или конкретного чиновника; б) рост произвола по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; в) корпоративность иерархии; г) монопольная компетентность; д) формализм и др. Имперская концепция предполагает атомизацию чиновничества, действие ряда антикоррупционных механизмов, разобщающих чиновничество: а) отсутствие у чиновников узкой специализации в целях их безболезненной взаимозаменяемости; б) постоянный избыток кандидатов на должности; в) ограниченность перспектив карьеры; г) личную зависимость чиновника от императора; д) финансовую зависимость чиновника не от мизерного императорского жалования, а от умения выжать от подданных максимум доходов. Реалистическая концепция (или концепция отзывчивой администрации) господствует в странах зап. демократии как модификация веберовской концепции. Новый подход сформировался в 70-е гг. 20 в. (авторы Д. Валдо, В. Остром, США) с использованием идей полицентризма, «плоских» структур, которые развивают федерализм, участие граждан в управлении, открытость администрации. |