ФРАНЧАЙЗИНГ- 1) Метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью. 2) Длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя. Ф. может быть разделен на две категории: организация распределения продукта; форма предпринимательства. Ф. предоставляет преимущества обеим сторонам - и франчайзодателю, и франчайзополучателю, расширяя бизнес для одного и давая возможность для предпринимательства др. в соответствии со стандартами и режимами работы, установленными франчайзодателем (униформа, часы работы, цены на услуги, меню и др.). В индустрии гостеприимства наиболее распространена вторая категория Ф., при этом франчайзодатель создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наработки. В среднем цена Ф. в гостиничной индустрии колеблется от 30 до 300 дол. за номер в год. Плата покрывает: получение комплекта проектных документов и полного набора инструктивных материалов по управлению предприятием; обучение и переподготовку обслуживающего персонала. Кроме первоначальной суммы, выплачиваемой при заключении договора франшизы, франчайзополучатель обязан периодически перечислять суммы, размеры которых зависят от объема операций. Они составляют от 2 до 11,5 % от доходов ресторана и от 1,5 до 5 % от доходов с номерного фонда. Отдельно вносится плата за рекламу (от 1 до 5 % валового дохода). В целом типичными для ресторанного бизнеса являются расходы на Ф. в пределах 0,8-1,5 млн дол. в год. Для гостиниц они намного больше. |