В начало сайта

А... Б... В... Г... Д... Е... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

ХРИСТИАНСТВО

          - одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе Х. - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источники вероучения Х. - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцев церкви. Х. возникло в 1 в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из синагогальной жизни после 70, завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как «еретиков»). Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, получало все больше последователей среди др. народов («язычников»). В 4 в. стало гос. религией Римской империи. Вплоть до конца Римской империи распространение Х. происходило преим. в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины: Малая Азия, земля тех 7 церквей, которые в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2-3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет - колыбель христианского монашества, а благодаря городской среде Александрии - христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких «буферных» территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая Х. несколько ранее знаменитого Миланского эдикта 313 римского императора Константина). К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси Х. распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) Х. в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд человек. Вероучение. Учение о Боге. Х. (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество - уникальными атрибутами. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» - Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святаго Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына. Учение о Богочеловеке - христология. Воплощение Бога понимается в Х. как единократное и неповторимое. Иисус Христос - «Единородный», единственный Сын Единого Бога. Поэтому для Х. неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, «великих просвещенных». Антропология. Ситуация человека мыслится в Х. остро противоречивой. В изначальном, «первозданном» состоянии и в конечном замысле Бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, а также в гностицизме и манихействе), но и телу. Христианская эсхатология учит не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти. Х. высоко оценивает очистительную силу страдания - не как самоцели (конечное назначение человека - вечное блаженство), но как самого сильного орудия в войне со злом мира. Поэтому самое желательное с точки зрения Х. состояние человека в этой жизни - не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского «просветленного», но напряжение борьбы с собой и страдания за всех; лишь «принимая свой крест», человек по христианскому пониманию может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. Нисхождение Бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к Богу; человек должен быть не просто приведен к послушанию Богу и исполнению заповедей, как в иудаизме и исламе, но преображен и возведен на онтологическую ступень божественного бытия (т.н. «обожение», особенно отчетливо тематизированное в православной мистике). Если же человек не исполнит (хотя бы пройдя через тяжкие загробные испытания, называемые в православной традиции «мытарствами», а в католической - «чистилищем») своего мистически высокого назначения и не сумеет ответить на жертвенную смерть Христа, то будет отвержен на всю вечность. Учение о таинствах. С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое др. религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения». Важнейшие из таинств, признаваемых всеми вероисповеданиями, - крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению Х., действие инерции первородного греха) и евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нем»). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святаго Духа и как бы увенчивающее крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординация (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пастырски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви; соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). К 1054 было официально провозглашено ив 13 в. закрепилось разделение церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме). Реформация. На пороге нового времени инициаторы реформации (Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин и др.) отвергли папство как реальность и идеологию; разрушив единство западного христианства, реформация породила множество протестантских конфессий и т.н. деноминаций. Протестантизм создал культуру со своими специфическими чертами: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцентов с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди - на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божиего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных - человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации нового времени.
         «Христианство порождает стремление к интеллектуальной ясности, несущее ему, христианству, разрушение» [Ф. Ницше].

(Туристический терминологический словарь. 1999)
ХР..

торфолечение

тоталитаризм

транспозиция

трудоёмкость

условия тура

устойчивость

уступчивость

фаза кризиса

фаза подъема

феноменолизм

физиотерапия

фикционализм

фондоёмкость

формализация

формальность

формы власти

форсирование

фрахтователь

функции цены

цели туризма

цены мировые

чек ордерный

чек открытый

человечество

шкалирование

эконометрика

эксплуатация

экстенсивный

экстернализм

экстраверсия

эластичность

элементализм

энциклопедия

этноцентризм

юрисконсульт

Библиотека словарей "Словарник"v169