ХРИСТИАНСТВО- одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе Х. - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источники вероучения Х. - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцев церкви. Х. возникло в 1 в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из синагогальной жизни после 70, завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как «еретиков»). Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, получало все больше последователей среди др. народов («язычников»). В 4 в. стало гос. религией Римской империи. Вплоть до конца Римской империи распространение Х. происходило преим. в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины: Малая Азия, земля тех 7 церквей, которые в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2-3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет - колыбель христианского монашества, а благодаря городской среде Александрии - христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких «буферных» территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая Х. несколько ранее знаменитого Миланского эдикта 313 римского императора Константина). К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси Х. распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) Х. в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд человек. Вероучение. Учение о Боге. Х. (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество - уникальными атрибутами. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» - Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святаго Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына. Учение о Богочеловеке - христология. Воплощение Бога понимается в Х. как единократное и неповторимое. Иисус Христос - «Единородный», единственный Сын Единого Бога. Поэтому для Х. неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, «великих просвещенных». Антропология. Ситуация человека мыслится в Х. остро противоречивой. В изначальном, «первозданном» состоянии и в конечном замысле Бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, а также в гностицизме и манихействе), но и телу. Христианская эсхатология учит не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти. Х. высоко оценивает очистительную силу страдания - не как самоцели (конечное назначение человека - вечное блаженство), но как самого сильного орудия в войне со злом мира. Поэтому самое желательное с точки зрения Х. состояние человека в этой жизни - не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского «просветленного», но напряжение борьбы с собой и страдания за всех; лишь «принимая свой крест», человек по христианскому пониманию может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. Нисхождение Бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к Богу; человек должен быть не просто приведен к послушанию Богу и исполнению заповедей, как в иудаизме и исламе, но преображен и возведен на онтологическую ступень божественного бытия (т.н. «обожение», особенно отчетливо тематизированное в православной мистике). Если же человек не исполнит (хотя бы пройдя через тяжкие загробные испытания, называемые в православной традиции «мытарствами», а в католической - «чистилищем») своего мистически высокого назначения и не сумеет ответить на жертвенную смерть Христа, то будет отвержен на всю вечность. Учение о таинствах. С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое др. религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения». Важнейшие из таинств, признаваемых всеми вероисповеданиями, - крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению Х., действие инерции первородного греха) и евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нем»). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святаго Духа и как бы увенчивающее крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординация (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пастырски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви; соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). К 1054 было официально провозглашено ив 13 в. закрепилось разделение церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме). Реформация. На пороге нового времени инициаторы реформации (Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин и др.) отвергли папство как реальность и идеологию; разрушив единство западного христианства, реформация породила множество протестантских конфессий и т.н. деноминаций. Протестантизм создал культуру со своими специфическими чертами: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцентов с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди - на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божиего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных - человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации нового времени.«Христианство порождает стремление к интеллектуальной ясности, несущее ему, христианству, разрушение» [Ф. Ницше]. |