ЧЕЛОВЕК(MAN) - общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ч. возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), др. - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, ок. 2 млн лет назад австралопитеки дали начало роду «Ч.» (Homo), первым представителем которого многие ученые считают «Ч. умелого» (Homo habilis), его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т.н. олдувайская культура). Ок. 1,6-1,5 млн лет назад этот вид Ч. сменился в Вост. Африке «Ч. прямоходящим» (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков Ч. современного вида - «Ч. разумного» (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, Ч. возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснял более древних людей; согласно др. - формирование «Ч. разумного» (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «Ч. разумный» становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Как биологический вид Ч. имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности Ч., резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Ч. познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность Ч., его происхождение и назначение, место в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства. В туризме Ч. - единица статистического наблюдения; субъект рекреационных потребностей.«Человек в смысле либерального гуманизма может быть слаб и несимпатичен... Вот несимпатичный или заурядный такой и объявляется главной ценностью. Вовсе не потому, что за этого слабого Христос умер, а просто потому что, увы, больше не находится ничего более ценного» [Лезов]. |